31 мая Всемирный день без табака

31 мая отмечается Всемирный день без табака — хороший повод в очередной раз обратить свое внимание на проблему курения. Сегодня вместе со специалистом наркологического отделения Воткинской районной больницы Еленой Владимировной Михалевой мы обсуждаем более узкую тему — это курение школьников:
Девочки выходят вперед
Школьники курят очень активно. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к конку школы — по статистике в выпускном классе курит половина учеников. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а вот девочки, к сожалению, курят все активнее. В целом, среди взрослого населения наблюдается та же тенденция: количество курящих мужчин остается на одном уровне, а доля курящих женщин за последнее десятилетие увеличилась более, чем в два раза.
Не лекция, а дискуссия
В наших школах профилактика курения носит информационный характер, однако опыт зарубежных школ демонстрирует, что такой принцип работы с детьми неэффективен.
Как показывает практика, обычная лекция дает всего 10% запоминания материала. Но, если по тому же вопросу состоялась дискуссия, ее содержание запоминается на 50%. Поэтому лучший способ профилактической беседы о курении — это не рассказ взрослого и даже не диалог с ребенком один на один, а коллективное обсуждение проблемы в группе. В ней каждый участник сможет высказать свое мнение и послушать не только взрослого, но и всех своих сверстников. Этим методом пользуются учителя, но его можно взять на вооружение и родителям.
Откажитесь от нотаций
Важно внимательно следить за тем, как вы подаете информацию о курении детям. Не пересказывайте слово в слово содержание брошюр или популярных сайтов о профилактике курения для взрослых.
Если девочке объяснить, как курение ухудшает состояние кожи, а мнимая продвинутость способна затруднить общение с противоположным полом, результат беседы может оказаться положительным.
Мальчикам можно рассказать, что курение ухудшает кровоснабжение органов и тканей. Результат — снижение спортивных результатов. Такая информация более доходчива.
Но не стоит детям врать, что курение сделает из них, например, умственно неполноценных. Ребенок может перепроверить ваши слова и если найдет ложь, больше вам не поверит.
Когда пример заразителен
Есть три стадии использования полученной информации: знание, отношение к нему и поведение, основывающееся на знании и отношении. О вреде курения знают даже младшие школьники. Но относятся к этому знанию в основном легкомысленно, во многом копируя взрослых. Классический пример – «дедушка, который курил и дожил до 90 лет».
Курение для большинства взрослых людей – не предмет беспокойства. Во-первых, курят многие родители.

Во-вторых, пока курение подростка не приносит серьезных проблем, на него часто закрывают глаза.
Возможно, именно поэтому часто оказывается неэффективной профилактика будущих проблем, в том числе — употребления алкоголя и наркотиков.
Практически не бывает наркоманов, которые не начинали бы с курения, это немного утрированно, но близко к истине.
Самое важное
Начинать профилактику курения среди школьников нужно как можно раньше – и не в виде лекций, а в формате дискуссий, ролевых игр, интерактивных бесед. Подавать информацию надо в виде конкретных примеров и максимально честно. Дети учатся на примере родителей и учителей, и курение взрослых никак не помогает им ориентироваться на здоровый образ жизни.
И помните, в случае необходимости вы всегда можете обратиться в воткинский подростковый наркологический кабинет по адресу: ул. Мичурина, 9, или по тел. 5-83-20. Помощь оказывается бесплатно.